КРАСНОЯРСКИЕ ХУДОЖНИКИ-ФРОНТОВИКИ
В Тасеево в выставочном зале Центра внешкольной работы продолжается выставка «Душа художника – в его картинах». На выставке представлены работы семи заслуженных и всемирно известных художников Красноярска.
О творчестве каждого из них можно говорить бесконечно. Но мне сейчас хочется, в память о Великой Победе, остановить свое внимание на художниках-фронтовиках. Борис Яковлевич Ряузов, Андрей Геннадьевич Поздеев, Юрий Иванович Худоногов – художники, прошедшие испытание войной.
Сегодня, когда память о Великой Отечественной войне уходит от нас все дальше и дальше, когда участников и тружеников тыла остается все меньше и меньше, становится необычайно важным хранить и ценить те крупицы памяти, которые остались у нас.
Художников не призывали на фронт. Правительство считало, что они должны «воевать» карандашом и красками. Рисовать военные плакаты, боевые листки. Искусство должно поднимать дух народа, вселять уверенность в победе. . В 1942 году стала формироваться 78 добровольческая бригада и многие красноярские художники, преодолев «бронь» ушли добровольцами на фронт. В составе этой боевой бригады ушел воевать и Борис Яковлевич Ряузов. Во время войны, между боями, делал записи в дневнике и рисовал. Из Красноярска ему посылали кисти, краски, и бумагу. Его фронтовые рисунки и акварели «пахнут порохом»: атаки штурмовиков, тяжелые военные дороги, товарищи-бойцы, дети, обездоленные войной. Впечатления войны нашли отражение во многих его работах: «Подвиг капитана Гастелло», «Могила фашистских пиратов», «Морской бой. Эпизод в Баренцевом море. 1941 год», Земля фронтовая», «Место подвига Александра Матросова», «Безымянная высота» и другие.
В 1943 году явился в военкомат и добровольцем попросился на фронт 17-летний Андрей Геннадьевич Поздеев. С 1943 по 1946 год он служил на Манчжурском фронте, участвовал в боевых действиях по разгрому Квантунской армии. Был связистом-проволочником в дальнобойной артиллерии. Романтические иллюзии, связанные с войной, развеялись быстро. Он увидел кровавую, грязную, не парадную изнанку войны. Спустя много лет Поздеев не раз говорил, вспоминая ту пору: "Слава богу, никого не убил!.." Но ему пришлось достаточно насмотреться на ужасы войны, и воспоминания о страшной кровавой бойне долго не отпускали его душу. Эта тема в дальнейшем отразилась в его картинах "Война" (где трупы людей и впрямь похожи на "пушечное мясо", кошмарный фарш из дьявольской мясорубки), а также в трогательном поминальном триптихе ("Женихи", "Невесты", "Реквием").
В 1942 году в 18 лет ушёл на фронт Юрий Иванович Худоногов . В 1944 году под Кёнигсбергом был тяжело ранен. Он воевал до Победы, закончил войну в должности лейтенанта, командира огневого взвода. Тяжелый отпечаток наложила война на Ю.Худоногова. К теме войны в своем творчестве он практически не обращался. Одно из лучших его полотен, посвященное войне – «Подсолнухи. Осень 1941 года».
В огне войны художники не расставались с любимым занятием: в редкие свободные минуты делали краткие наброски боевых сцен, рисовали своих товарищей. Нам даже трудно представить как, когда, в каких условиях делались эти зарисовки, но как дороги они сейчас! Часть из этих работ публиковалась во фронтовой прессе, а многие листы и сегодня бережно сохраняются самими авторами или их близкими. Ряузов привез с войны чемодан набросков, зарисовок, живописных этюдов. Эти листы совсем недавно вдова Бориса Яковлевича Нина Васильевна Ряузова передала в созданный музей художника. Б.Ряузов сражался в одном соединении, с Александром Матросовым и первым по маленькой фотографии выполнил его графический портрет. «Дорогие друзья-художники! В нашем соединении – событие, которое потрясло всех. Боец А.Матросов у деревни Чернушки закрыл грудью дзот противника. Сообщили об этом по полевому телефону. Вот как бывает. Сквозь лишения и героизм, пули и смерть – к свету Победы! Все равно одолеем мы!… По заданию командования нарисовал портрет героя. Делал это с фотографии размером 3х4 см. Передали мне из личных вещей… 23.02.1943» (Из письма Б.Я.Ряузова красноярским художникам).
А те художники, что остались в тылу были пропагандистами, устраивали выставки, рисовали плакаты, писали листовки. И их оружие против врага – кисти и краски – было не менее опасное, чем настоящее боевое оружие.
Художник-солдат – это особая миссия. В тяжелейшие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны художники весь свой талант отдавали победе над врагом. Многие не вернулись с фронта. А вернувшиеся с еще большим творческим рвением творили свои произведения, прославляя подвиг солдат, партизан, работников тыла и мирное долгожданное время.
Не легко художнику солдату
Краток на путях его привал
Наш товарищ фронтовой когда-то
Нас в часы досуга рисовал.
Кто хотел послать портрет невесте,
Кто родных порадовать спешил.
Нарисуй меня, но честь по чести
Безбородым, как до фронта был
И художник на клочках бумаги
Рисовал, досуга не ценя
Как-то раз в одном глухом овраге
Рисовать он начал и меня.
Ранят иль убьют бойца, но дома
На стене висит его портрет
И одной улыбкою знакомой
Утешает в том, что писем нет.
День настал, погиб солдат художник,
Мой портрет закончить не успел,
Не узнал конца путей тревожных.
Нет бойца, а вот рисунок цел.
Он храниться в небольшой тетради
Эта память друга моего
На портрет незавершённый глядя
Не себя я вижу, а его.
Алим Кешоков