Лаборатория Успеха
В условиях изменения парадигмы образования роль исследовательской и проектной деятельности, специально организуемой в пространстве образовательной организации, существенно возрастает. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, а в ходе проектирования используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Исследовательский характер деятельности вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, углубляет знания по изучаемым проблемам. Проектная работа способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; она предоставляет возможности для формирования умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Таким образом, создание условий для реализации исследовательской и проектной деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая целостное, то есть критическое и, вместе с тем, продуктивное мышление, строить фундамент для ценностно-смыслового самоопределения своей личности.
Это особенно актуально в процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Новый стандарт уделяет особое внимание исследовательской и проектной деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и исследование, и проект обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Каждый выпускник основной школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, должен защитить индивидуальный проект. Тоже касается и выпускника старшей школы, при этом уровень индивидуального проекта должен соответствовать ступени образования. Всё это требует от современной школы особых усилий по формированию комплекса условий для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Вместе с тем необходимо отметить, что как показывает практика сложившаяся в Тасеевском районе, исследовательские работы (под которыми мы понимаем исследовательские проекты), представляемые на различные конкурсы, зачастую носят реферативный характер, а иногда они представляют собой просто письменное повествование по рассматриваемой теме, в котором излагается личное отношение его автора к рассматриваемой проблеме. Представленный в таких работах материал имеет описательный, а не объяснительный, исследовательский характер, что в корне противоречит принципам исследовательской деятельности и свидетельствует о низком уровне исследовательской культуры обучающихся.
Одним из признаков роста подобной исследовательской культуры, следует рассматривать наличие эксперимента положенного в основу учебного исследования. Под экспериментом понимают научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздать его каждый раз при повторении этих условий [2]. Эксперимент позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов.
Таким образом, актуальность программы заключается в очевидной необходимости использования новых форм и методов работы при организации исследовательской деятельности обучающихся. Однако анализ сложившейся ситуации в районном образовании показывает, что многие педагоги испытывают затруднения при организации подобной деятельности. В связи с этим, новизна программы заключается в объединении кадровых и материальных ресурсов образовательных организаций Тасеевского района с целью выстраивания более эффективной системы исследовательской деятельности школьников.
Направленность программы – естественнонаучная.
Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили:
-
новые цели образования, востребованные обществом, региональными и федеральными приоритетами;
-
растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.
Педагогические концепции, идеи, на основе которых разработана программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лаборатория Успеха»» разработана в логике Красноярского регионального проекта обновления содержания и технологий дополнительного образования «Реальное образование» и ориентирована на формирование компетентностных образовательных результатов (далее, КОР): экспериментирование и создание проекта.
КОР «Экспериментирование» - способность и стремление к получению новых знаний через изучение объектов и явлений в контролируемых и управляемых условиях.
КОР «Создание проекта» - способность и стремление формулировать (замысливать и описывать) предстоящие действия, которые при минимальных вложениях ведут с максимальной вероятностью к желаемым изменениям.
В качестве предметного материала выступают исследования, проводимые в естественнонаучной лаборатории. Итоговым продуктом на момент завершения программы, станет представленный для участия в научно-практической конференции исследовательский проект.
Таким образом, цель программы: формирование исследовательских компетентностей обучающихся на материале работы сетевой естественнонаучной лаборатории.
Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:
-
Овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
-
Приобретение знаний о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
-
Овладение умениями представлять данные исследовательской работы в обобщенном структурированном виде в форме письменного текста с учетом требований к его оформлению;
-
Овладение умениями презентации и защиты результатов исследовательской работы.
Программа направлена на обучающихся образовательных организаций Тасеевского района в возрасте 14 – 17 лет, готовых к добровольному увеличению образовательной нагрузки и плодотворному выполнению поставленных перед ними учебных задач.
Первый модуль программы «Подготовка и проведение эксперимента» реализуется в сетевой естественнонаучной лаборатории на базе МБУ ДО «Центр внешкольной работы». Второй модуль «Подготовка и представление исследовательского проекта» проводится в образовательных организациях Тасеевского района, между которыми заключен договор о реализации дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме.
Полное время реализации программы с сентября по февраль. Общий объем часов по программе (308 час.) включает в себя:
- 148 часов I модуля «Подготовка и проведение эксперимента», включающий индивидуальные учебные планы объемом в среднем 15 часов для каждого из участников программы;
- 160 часов II модуля программы «Подготовка и представление исследовательского проекта», включающий индивидуальные учебные планы объемом 32 часа для каждого из участников программы
Формат реализации индивидуальных учебных планов участников программы не превышает трех 45-минутных занятий три раза в неделю, что соответствует требованиям «Санитарно – эпидемиологических правил и норм для учреждений дополнительного образования детей» 2.4.4.3172 – 14 г. (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41) в отношении нагрузки обучающихся.
Форма предъявления предметного продукта – представление участниками программы исследовательских проектов на школьной и муниципальной научно-практической конференции.
Мониторинг образовательных результатов построен следующим образом:
-
стартовый мониторинг – письменное задание событийного мониторинга образовательных результатов по технологии «МетаЧемп»;
-
итоговый мониторинг - письменное задание событийного мониторинга образовательных результатов по технологии «МетаЧемп» и представление исследовательского проекта на научно-практической конференции.
Позиции участников программы и педагогов следующие:
-
участники программы – начинают с позиции ведомых, постепенно, по мере увеличения доли, во-первых, самостоятельности обучающегося, во-вторых, его осознанности (готовности артикулировать, объяснить цели, последовательность и критерии оценки достижения результата) при выполнении того или иного исследовательского действия, в-третьих, способности выполнить совокупность сложных умений, позволяющей эффективно осуществлять учебное исследование, участники программы выходят в партнерскую позицию;
-
педагоги – на начальном этапе находятся в позиции тьютора, что позволяет сопровождать разработку и реализацию индивидуальных образовательных планов, программ и маршрутов обучающихся. Организуя пространство (в том числе, рефлексивное), в котором обучающиеся проясняют свои склонности, пробуют новые позиции, ощущая собственные образовательные дефициты, создают ресурсные карты, позволяющие увидеть различные образовательные предложения и использовать их для собственного индивидуального образовательного плана, программы и маршрута. По мере формирования индивидуальных образовательных планов, программ и маршрутов обучающихся, к позиции тьютора добавляется позиция ведущего. На этапе выхода участниками программы в партнерскую позицию, педагоги также занимают позицию партнера.
Правила действий при реализации программы:
-
при запуске программы подготовить перечень тем для работы на базе сетевой естественнонаучной лаборатории и предполагающие разный уровень сложности по содержанию материала;
-
на начальном этапе реализации каждого модуля, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников, обеспечить разработку индивидуальных образовательных планов, программ и маршрутов, обучающихся разного уровня сложности по формам организации и содержанию материала:
стартовый уровень - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации и содержания материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы;
базовый уровень - предполагает использование и реализацию таких форм организации и содержания материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы;
продвинутый уровень - предполагает использование форм организации и содержания материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Групповая структура программы предполагает проведение занятий индивидуально, в парах, в малых группах или всем составом объединения. Так, при организации I модуля программы «Подготовка и проведение эксперимента» занятия преимущественно проводятся индивидуально или в парах, и только знакомство с программой предполагает работу всего объединения. При организации II модуля программы «Подготовка и представление исследовательского проекта» занятия могут проводиться как индивидуально, в парах, так и в малых группах.
Преимущественное проведение занятий в объединении большей частью индивидуально или в парах, обусловлено:
-
большим количеством направлений лабораторных исследований и существенным их отличием по содержанию и методикам исследований;
-
индивидуальным характером исследовательского проекта представляемого на различные конкурсы, в которых, как правило, максимальное количество авторов ограничено двумя обучающимися;
-
необходимостью успешного и эффективного сопровождения обучающихся по программе.
Способ формирования групп следующий:
-
при организации I модуля программы «Подготовка и проведение эксперимента» участники программы объединяются в пары самостоятельно;
-
если при организации II модуля программы «Подготовка и представление исследовательского проекта» возникает необходимость объединения сформированных ранее пар и индивидуальных участников в малые группы под руководством отдельного педагога, то этот процесс организуется администрацией образовательной организации, на базе которой организуется образовательный модуль с учетом мнения педагогов и участников программы.
Программа предполагает использование следующих форм проведения занятий:
-
тренинг,
-
беседа,
-
семинар;
-
лекция;
-
консультация;
-
практическое занятие;
-
конференция.
Требования к педагогам (количество, специальные компетентности) - количество педагогов в программе варьирует в значительных пределах и определяется тем, какое их количество, успешно организующих исследовательскую и проектную деятельность учащихся, удастся привлечь к реализации программы.
Источником образовательных образцов в программе в зависимости от уровня сложности индивидуальных образовательных планов, программ и маршрутов обучающихся является как педагог, так и соответствующие методические и дидактические материалы, размещенные на ресурсах в информационно-коммуникационной сети "Интернет"; в печатном виде (учебники, методические пособия и т.д.); в машиночитаемом виде, в формате, доступном для чтения на электронных устройствах (на персональных компьютерах, планшетах, смартфонах и т.д. в форматах *pdf, *doc, *docx и проч.); в наглядном виде, посредством макетов, прототипов и реальных предметов и средств деятельности.
Ожидаемые результаты в контексте метапредметных и личностных результатов обучающихся согласно ФГОС ОО, на формирование которых направлена программа, следующие:
-
формирование умений целеполагания, планирования и эффективной реализации спланированного;
-
освоение метода научного познания, овладение методикой научного исследования;
-
овладение умениями представлять данные исследования в обобщенном, структурированном виде в форме письменного текста и презентации;
-
развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Способ реализации сетевого взаимодействия включает следующую схему:
Первый модуль программы «Подготовка и проведение эксперимента» реализуется в сетевой естественнонаучной лаборатории на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы», по адресу: 663770; Красноярский край; Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Луначарского, д. 66, помещ.1.
Второй модуль «Подготовка и представление исследовательского проекта» реализуется:
-
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Тасеевская средняя общеобразовательная школа №1» по адресу: 663770, Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Краснопартизанская, д.24;
-
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Тасеевская средняя общеобразовательная школа №2» по адресу: 663770, Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Мичурина, д. 8;
-
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Фаначетская средняя общеобразовательная школа №9» по адресу: 663793, Красноярский край, Тасеевский район, с.Фаначет, ул. Зеленая, д. 32;
-
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Веселовская средняя общеобразовательная школа №7» по адресу: 663792, Красноярский край, Тасеевский район, с. Веселое, ул. Центральная, д. 29;
Образцы заданий для мониторинга образовательных результатов
Расписание занятий в объединении "Лаборатория Успеха"
Предлагаемые темы исследований для работы на базе сетевой муниципальной лаборатории в 2021-22 уч.г.
Диплом за II место в краевом конкурсе дополнительных общеобразовательных программ