Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия, объединяющие все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя таким образом определённые уже школьные, но ещё детские отношения.
При разработке программы с дошкольниками учитывались идеи Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о том, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Цель программы: создание условий для благоприятной адаптации детей к школьному обучению, формирование психологической готовности детей к школе.
Задачи:
· проведение занятий с дошкольниками, направленных на формирование «портрета будущего класса»;
· выявление причин тревожности у детей (если они есть);
· сотрудничество с семьёй по преодолению адаптационных трудностей у детей.
Режим работы
1.Период занятий октябрь-февраль
2.Периодичность – 1 раз в неделю по 2 занятия.
Всего 40 занятий.
3.Продолжительность занятия 30 мин.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Занятия включают:
1. Интеллектуально – развивающие игры и упражнения.
Направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Симметричные рисунки.
Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
3. Графические диктанты.
Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
4. Пальчиковая гимнастика.
Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а развитию мелкой моторики.
6. Упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления.
Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
Каждое занятие включает в себя задания из всех блоков, тем самым осуществляется интеграция, обусловленная развитием психических процессов детей этого возраста.
За счёт интеграции в обучении решаются вопросы активизации детей на занятии, снижения утомляемости, продуктивности развития детей.
Направления:
1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Цели и задачи: выявить умения детей осмысленно говорить, доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к книге.
· Речь (устная, письменная) – общее представление.
· Предложение и слово. Членение речи на предложения, слова, слоги.
· Слог и ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах, определение количества слогов в слове.
· Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных.
2. Математика
Цели и задачи: выявить первоначальные знания о числе и счете, пространственных и временных представлениях, геометрических фигурах, умения решать задачи.
· Сравнение предметов по размеру.
· Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Направление движения.
· Временные представления.
· Сравнение групп предметов.
· Прямой и обратный порядковый счёт.
· Решение задач.
· Работа с геометрическим материалом (конструирование).
3. Рисование и развитие мелкой моторики
Цели и задачи: выявить умения детей отображать окружающие явления и предметы, фантазировать, передавать своё отношение к окружающему миру.Способствовать подготовке руки к письму, развивать умение ориентироваться в клетчатом поле листа.
4. Знакомство с окружающим миром
Цели и задачи:формирование условий для развития накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.Знакомство с правилами школьной жизни, развитие умений и навыков, необходимых для занятий в школе, расширить представление дошкольников об окружающем мире, помочь ориентироваться в пространстве и во времени, проделать первые шаги к рефлексии.
5. Развивающие игры
Цели и задачи: способствовать формированию приемов игровой деятельности, развитию высокого уровня нравственного становления (воспитанности, культуре поведения, общения…), развивать воображение, наглядно-образное мышление, память, речь, самооценку.
Игры включаются в каждое занятие в зависимости от темы и видов деятельности детей.
Каждые 2 занятия объединены одной темой и содержат все 5 направлений деятельности.