Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений. Проектная технология нацелена на развитие личности, самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Программа дает возможность узнать, что такое проект, каковы его признаки, каковы этапы работы над проектом, как прорабатывать структуру совместной деятельности участников проекта, как оформлять результаты проектной деятельности, как презентовать проект, где найти ресурсы для его реализации, какие могут быть угрозы и риски в проекте, как сформировать команду проекта и распределить в ней обязанности.
Обучение в Школе проектной деятельности позволит не только написать собственный проект, но и принять участие в различных конкурсах и выиграть гранты на его реализацию!
Модульная общеобразовательная программа «Проектная деятельность школьников» соответствует целям общественного развития, обеспечивает всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности, соответствует образовательным интересам учащихся 4-11 классов, учитывает уровень развития детей.
Содержание дополнительной общеобразовательной программы ориентировано на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системы отечественной и мировой культур, на укрепление психического здоровья, обеспечение их эмоционального благополучия и положительную социализацию.
Содержание программы использует и базируется на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, культурно-национальных особенностях Красноярского края.
Данная программа органически связана с курсом литературы, МХК, экологии, ИЗО, географии, истории, межпредметные связи обеспечивают лучшее понимание предлагаемого материала и направлены на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, овладение опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля; овладение способами учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
- Программа «Проектная деятельность школьников» направлена на развитие личности функционально грамотного человека, способного к сотрудничеству в разнообразных объединениях людей с учетом его интересов и возможностей (Закон РФ «Об образовании»).
Дополнительное образование – одна из возможностей вхождения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор, комфортность и совместное творчество.
Программа « Проектная деятельность школьников» есть программа социализации, которая предполагает:
- Освоение и формирование положительного социального опыта, социальных ролей и установок,
- Выработку ценностных ориентаций и способности к рефлексии,
- Становление активной личной позиции,
- Осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения коллективных, групповых задач.
Это есть ведущий принцип выбора педагогических технологий в проектировании образовательного процесса.
-
- Программа курса « Проектная деятельность школьников» направлена на
-
- Развитие личности ребенка,
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
- Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям,
- Профилактику асоциального поведения,
- Развитие ключевых компетенций: коммуникативных, личностных, организаторских.
- Формирование ориентации на самовоспитание и способности к саморазвитию и самореализации.
- Познание самого себя и своих отношений с окружающими.
Данные установки способствуют морально-нравственному развитию и социализации детей и подготавливают их к позитивному участию в жизни общества.
-
- Практическая значимость
Занимаясь по программе «Проектная деятельность», учащиеся полностью погрузятся в практику: от создания проектов до воплощения их в жизнь, что важно как для самой личности учащихся, так и для общества в целом, или отдельной его части, например, ближайшего окружения.
-
- Целесообразность Программы состоит в том, что учащиеся после окончания теоретического курса, полученные знания могут применить на практике не только в процессе обучения, но и во взрослой жизни. В Концепции модернизации российского образования одним из приоритетных направлений названо воспитание подрастающего поколения: формирование у детей духовности и инициативы, культуры и самостоятельности, толерантности и способности к успешной социализации в обществе.
Отличительной особенностью данной дополнительной программы является проектное обучение.
-
- Актуальность метода проектов. В настоящее время метод проектов все больше и больше входит в нашу жизнь. Это обусловлено наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая образование. Сегодня современному человеку надо многое учиться делать самим, понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи (независимо от области применения, продумывать способы их осуществления и многое другое). Все это входит в содержание проекта, т.е. современному человеку надо уметь проектировать свою жизнь.
Сегодня современному школьнику следует активнее овладевать проектными технологиями и становиться конкурентноспособными на рынке социальных услуг. Возникает насущная потребность обучения проектированию на всех уровнях, в том числе и школьном. Не случайно в один и параметров нового качество образования входит способность проектировать. Назрела необходимость понимания того, что во всем мире стала актуальной задача обновления содержания образования, понимаемого не только как сумма знаний, объем некоторой информации, запоминаемые учащимися, но и как деятельность школьников, а так же их эмоции, отношение к этой деятельности. Обучаясь по данной программе, учащемуся предстоит самому разрабатывать свой собственный проект, научиться предъявлять себя и свои результаты на уровне, достойном достижений современной культуры и новым технологиям.
Проектирование носит творческий характер, а творческий характер усиливает мотивацию участия. Проектно-исследовательская технологи я позволяет решать ряд очень важных образовательных задач:
- Выдвигать темы проектов
- Определять свою позицию
- Вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы являются:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей, особенностей воспитанников и общего развития личности
- Доброжелательный психологический климат на занятиях, целенаправленность деятельности педагога и воспитанника
- Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса
- Подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятия и эффективности их применения
- Оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
- Целью данной программы является
Освоение учащимися основных навыков проектирования, способствующих личностному развитию каждого и формирование коммуникативных способностей на основе участия в проектной деятельности.
-
- Задачи программы.
Развивающие:
- Способствовать раскрытию творческого потенциала каждого учащегося и развитию у них проектного мышления
- Способствовать развитию мотивации к созданию собственных проектов
- Способствовать развитию таких компетенций как:
Коммуникативные:
1) принимать во внимание взгляды других людей
2) строить коммуникацию с другими людьми
3) владеть языком как средством коммуникации
4) уметь вести диалог, дискутировать и защищать свою точку зрения
- компетенции сотрудничества – умение строить индивидуальную и коллективную деятельность,
- уметь проявлять организаторские способности,
Осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения, т.е. уметь обращать свое сознание на свою деятельность.
Познавательные:
- Получить знания по созданию проектов,
- Освоить навыки и приемы, необходимые для создания проектов,
- Привитие эстетических навыков при оформлении и защите проектов,
- Видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, выдвигать проектные идеи,
- Уметь получать и отбирать информацию, использовать ее для достижения цели.
-
- Возраст учащихся –10-17 лет выбран не случайно.
Именно в этом возрасте у подрастающего поколения наступает пик социальной и гражданской активности. Участвуя в реализации данной программы, учащиеся смогут реализовать свои желания принести пользу обществу. Прошедшие данный курс смогут решить свои проблемы и проблемы общества.
-
- Сроки реализации данной образовательной программы -30 часов.