Меню сайта
Оцените работу
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Экспедиционные исследования школьниковПрограмма «Экспедиционные исследования школьников», обеспечивающая целенаправленное формирование основ культуры исследовательской деятельности учащихся, может стать ведущем компонентом внутришкольной системы формирования данной культуры. В государственные стандарты, как основного, так и общего образования включены требования формирования методологических знаний, исследовательских умений. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнута необходимость исследовательского обучения, «чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения». Исследовательский характер деятельности вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления, углубляет знания по изучаемым проблемам. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. Исследовательская деятельность тесно связана с методикой проблемного обучения, поэтому она может стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса, а также в системе дополнительного образования. Разнообразить исследовательскую деятельность с учащимися позволяет проведение экспедиций, главной целью которых является сбор экспериментального материала непосредственно в полевых условиях. Подобная выездная форма учебно-воспитательной работы – эмоционально яркая и содержательная сторона жизни детей. Такая форма работы способствует воспитанию, становлению гражданственности, укреплению здоровья учащихся. Детям в школьном возрасте необходимо как можно больше ездить, знакомиться с различными регионами своей страны, на практике изучать их географические, исторические и культурные достопримечательности. Таким образом, актуальность программы заключается в очевидной необходимости использования новых форм работы при организации исследовательской деятельности с учащимися. Новизна программы заключается в объединении образовательных целей и задач с серьёзными научными исследованиями, организуемыми во время экспедиции с целью выстраивания более эффективной системы исследовательской деятельности школьников. Направленность программы – социально-педагогическая. Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили:
Цель программы: формирование исследовательских компетенций у обучающихся на материале исследовательской экспедиции. Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной Программы 14 – 17 лет, что соответствует двум ступеням ФГОС ОО (основное общее образование – 5-9 класс и среднее общее образование – 10-11 класс). Такой большой «разбег» по возрасту продиктован:
Условия приема обучающихся: на основании заявления, медицинской справки и собеседования. Последнее условие продиктовано необходимостью оценить готовность ребенка к добровольному увеличению образовательной нагрузки и плодотворному выполнению поставленных перед ним учебных задач. Программа предполагает использование следующих форм проведения занятий:
Цель и задачи программы определяют выбор и основных методов обучения, в основе которых лежит соответствующий уровень учебно-познавательной деятельности детей: поисковые, частично-поисковые, исследовательские. Время, отведённое на обучение, составляет 162 часа в год. Причем организация непосредственно экспедиции, подготовки к ней и обработки собранных материалов имеет модульную структуру и планируется в период весенних, летних и осенних каникул. Индивидуальное сопровождение обучающихся организуется в ноябре - январе на постоянной основе, 1 раз в неделю по 3 академических часа продолжительностью 45 минут. Работа над курсом начинается в марте и заканчивается в феврале следующего учебного года, что соответствует циклограмме работы над исследованием в рамках подготовки к районной конференции исследовательских работ учащихся. При организации деятельности по реализации программы занятия проводятся по группам, парам, индивидуально или всем составом объединения. Деление объединения на группы численностью шесть человек, обусловлено большим количеством направлений экспедиционных исследований и существенным их отличием по содержанию и методикам исследований. Помимо этого, деление на малые группы необходимо для успешного и эффективного сопровождения обучающихся по программе. Программа, условно, состоит из двух параллельно выполняющихся частей – общей и частной, которые тесно переплетены в педагогическом процессе. Содержание общей части, рассчитанное на каждого ребенка, посвящено обучению школьников процессу экспедиционных исследований, оформлению и презентации результатов исследования. Содержание частной части, предполагает практическую реализацию выбранных учащимися тем и направлений индивидуальных исследований и включает предметный специалитет. Программа может использоваться долгосрочно. |