Пятница, 26.04.2024, 07:15

МБУ ДО "Центр внешкольной работы"

Меню сайта
ГИС "Навигатор ДО"
Оцените работу
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Экспедиционные исследования школьников

Программа «Экспедиционные исследования школьников», обеспечивающая целенаправленное формирование основ культуры исследовательской деятельности учащихся, может стать ведущем компонентом внутришкольной  системы формирования данной культуры.

В государственные стандарты, как основного, так и общего образования включены требования формирования методологических знаний, исследовательских умений. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнута необходимость исследовательского обучения, «чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения».  

Исследовательский характер деятельности вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления, углубляет знания по изучаемым проблемам. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. Исследовательская деятельность тесно связана с методикой проблемного обучения, поэтому она может стать одной из наиболее массовых и перспективных  форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса, а также в системе дополнительного образования.

Разнообразить исследовательскую деятельность с учащимися позволяет проведение экспедиций, главной целью которых является сбор экспериментального материала непосредственно в полевых условиях. Подобная выездная форма учебно-воспитательной работы – эмоционально яркая и содержательная сторона жизни детей. Такая форма работы способствует воспитанию, становлению гражданственности, укреплению здоровья учащихся. Детям в школьном возрасте необходимо как можно больше ездить, знакомиться с различными регионами своей страны, на практике изучать их географические, исторические и культурные достопримечательности. 

Таким образом, актуальность программы заключается в очевидной необходимости использования новых форм работы при организации исследовательской деятельности с  учащимися.

Новизна программы заключается в объединении образовательных целей и задач с  серьёзными научными исследованиями, организуемыми во время экспедиции с целью выстраивания более эффективной системы исследовательской деятельности школьников.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили:

  • новые цели образования, востребованные обществом, региональными и федеральными приоритетами;
  • растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.

Цель программы: формирование исследовательских компетенций у обучающихся на материале исследовательской экспедиции.

Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:

  • Приобретение знаний о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации в ходе проведения экспедиционных выездов;
  • Освоение метода научного познания, овладение методикой научного исследования;
  • Овладение умениями представлять данные исследовательской работы в обобщенном, структурированном виде в форме письменного текста с учетом требований к его оформлению;
  • Овладение умениями презентации и защиты результатов исследовательской работы.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной Программы 14 – 17 лет, что соответствует двум ступеням ФГОС ОО (основное общее образование – 5-9 класс и среднее общее образование – 10-11 класс). Такой большой «разбег» по возрасту продиктован:

  • участием учащихся 6 – 11 классов в краевом форуме «Молодежь и наука» - основной краевой площадке для школьников, занимающихся исследовательской деятельностью;
  • необходимостью привить навыки осознанной культуры исследовательской деятельности как можно раньше;
  • необходимостью удовлетворения учебно-познавательных потребностей учащихся в любом возрасте.

Условия приема обучающихся: на основании заявления, медицинской справки и собеседования. Последнее условие продиктовано необходимостью оценить готовность ребенка к добровольному увеличению образовательной нагрузки и плодотворному выполнению поставленных перед ним учебных задач.

Программа предполагает использование следующих форм проведения занятий:

  • семинары;
  • практические занятия;
  • консультации;
  • тренинги;
  • мастер классы;
  • конференция.

Цель и задачи программы определяют выбор и основных методов обучения, в основе которых лежит соответствующий уровень учебно-познавательной деятельности детей: поисковые, частично-поисковые, исследовательские.

Время, отведённое на обучение, составляет 162 часа в год. Причем организация непосредственно экспедиции, подготовки к ней и обработки собранных материалов имеет модульную структуру и планируется в период весенних, летних и осенних каникул. Индивидуальное сопровождение обучающихся организуется в ноябре - январе на постоянной основе, 1 раз в неделю по 3 академических часа продолжительностью 45 минут. Работа над курсом начинается в марте и заканчивается в феврале следующего учебного года, что соответствует циклограмме работы над исследованием в рамках подготовки к районной конференции исследовательских работ учащихся.

При организации деятельности по реализации программы занятия проводятся по группам, парам, индивидуально или всем составом объединения. Деление объединения на группы численностью шесть человек, обусловлено большим количеством направлений экспедиционных исследований и существенным их отличием по содержанию и методикам исследований. Помимо этого, деление на малые группы необходимо для успешного и эффективного сопровождения обучающихся по программе.

Программа, условно, состоит из двух параллельно выполняющихся частей – общей и частной, которые тесно переплетены в педагогическом процессе. Содержание общей части, рассчитанное на каждого ребенка, посвящено обучению школьников процессу экспедиционных исследований, оформлению и презентации результатов исследования. Содержание частной части, предполагает практическую реализацию выбранных учащимися тем и направлений индивидуальных исследований и включает предметный специалитет. Программа может использоваться долгосрочно.

Программа "Экспедиционные исследования школьников"