Меню сайта
Архив записей
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Экспедиционные исследования школьниковПрограмма «Экспедиционные исследования школьников», обеспечивающая целенаправленное формирование основ культуры исследовательской деятельности учащихся, может стать ведущем компонентом внутришкольной системы формирования данной культуры.
Исследовательский характер деятельности вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления, углубляет знания по изучаемым проблемам. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. Исследовательская деятельность тесно связана с методикой проблемного обучения, поэтому она может стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса, а также в системе дополнительного образования. Разнообразить исследовательскую деятельность с учащимися позволяет проведение экспедиций, главной целью которых является сбор экспериментального материала непосредственно в полевых условиях. Подобная выездная форма учебно-воспитательной работы – эмоционально яркая и содержательная сторона жизни детей. Такая форма работы способствует воспитанию, становлению гражданственности, укреплению здоровья учащихся. Детям в школьном возрасте необходимо как можно больше ездить, знакомиться с различными регионами своей страны, на практике изучать их географические, исторические и культурные достопримечательности. Таким образом, актуальность программы заключается в очевидной необходимости использования новых форм работы при организации исследовательской деятельности с учащимися. Однако анализ сложившейся ситуации в районном образовании показывает, что многие педагоги испытывают затруднения как при организации исследовательской деятельности учащихся, так и при организации и проведении экспедиций. В связи с этим, новизна программы заключается в объединении ресурсов, в первую очередь – кадровых, образовательных организаций Тасеевского района с целью выстраивания более эффективной системы исследовательской деятельности школьников. Направленность программы – социально-педагогическая. Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили:
Цель программы: формирование и распространение исследовательской культуры в образовательном пространстве территории как условие развития творческого мышления и качества образования школьников. Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной Программы 14 – 17 лет, что соответствует двум ступеням ФГОС ОО (основное общее образование – 5-9 класс и среднее общее образование – 10-11 класс). Такой большой «разбег» по возрасту продиктован:
Условия приема обучающихся: на основании заявления, медицинской справки и собеседования. Последнее условие продиктовано необходимостью оценить готовность ребенка к добровольному увеличению образовательной нагрузки и плодотворному выполнению поставленных перед ним учебных задач. Программа предполагает использование следующих форм проведения занятий:
Цель и задачи программы определяют выбор и основных методов обучения, в основе которых лежит соответствующий уровень учебно-познавательной деятельности детей: поисковые, частично-поисковые, исследовательские. Время, отведённое на обучение, составляет 162 часа в год. Причем организация непосредственно экспедиции, подготовки к ней и обработки собранных материалов имеет модульную структуру и планируется в период весенних, летних и осенних каникул. Индивидуальное сопровождение обучающихся организуется в ноябре - январе на постоянной основе, 1 раз в неделю по 3 академических часа продолжительностью 45 минут. Работа над курсом начинается в марте и заканчивается в феврале следующего учебного года, что соответствует циклограмме работы над исследованием в рамках подготовки к районной конференции исследовательских работ учащихся. При организации деятельности по реализации программы занятия проводятся по группам, подгруппам, парам, индивидуально или всем составом объединения. Деление группы (в количестве 10-15 человек) на две-три подгруппы обусловлено большим количеством направлений экспедиционных исследований и существенным их отличием по содержанию и методикам исследований. Помимо этого, деление на подгруппы необходимо для успешного и эффективного сопровождения обучающихся по программе. Программа предусматривает открытие в рамках объединения столько групп и соответственно подгрупп, сколько педагогов, успешно организующих исследовательскую деятельность учащихся, удастся привлечь к её реализации. Таким образом, каждый педагог, участвующий в реализации программы, организует практическую исследовательскую деятельность со своей подгруппой в той или иной узкой области конкретного направления. Вводное знакомство с программой, выбранным районом исследований, предполагаемыми объектами исследований, а также общие вопросы организации и проведения экспедиции реализуется всем составом объединения, которое может включать несколько групп. Все остальные занятия предполагаются в подгруппах. Кроме того, как указывалось выше, программа предусматривает и индивидуальное сопровождение обучающихся по подготовке исследовательской работы на материале экспедиции. Таким образом, программа, условно, состоит из двух параллельно выполняющихся частей – общей и частной, которые тесно переплетены в педагогическом процессе. Содержание общей части, рассчитанное на каждого ребенка, посвящено обучению школьников процессу экспедиционных исследований, оформлению и презентации результатов исследования. Содержание частной части, предполагает практическую реализацию выбранных учащимися тем и направлений индивидуальных исследований и включает предметный специалитет. Программа может использоваться долгосрочно. Ожидаемые результаты, в контексте метапредметных и личностных результатов обучающихся согласно ФГОС ОО, на формирование которых направлена программа следующие:
Итоговая аттестация включает в себя следующие основные этапы контроля над выполнением программы обучающимися:
Форма итоговой аттестации – зачёт. В качестве уровней сформированности у учащихся культуры исследовательской деятельности определены базовый и творческий уровни. Под базовым уровнем сформированности данной культуры понимается такой уровень, который в основном сформирован у учащихся основной школы и развивается в процессе обучения в старшей школе. Творческий уровень предполагает владение выпускником школы культурой исследовательской деятельности, необходимой для дальнейшего успешного обучения в вузе. В качестве показателей динамики сформированности культуры исследовательской деятельности установлено увеличение доли, во-первых, самостоятельности учащегося, во-вторых, его осознанности (готовности артикулировать, объяснить цели, последовательность и критерии оценки достижения результата) при выполнении того или иного исследовательского действия, в-третьих, способности выполнить совокупность сложных умений, позволяющую эффективно осуществлять учебное исследование.
|