Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 16.12.2018, 08:05

МБУ ДО "Центр внешкольной работы"

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Госуслуги

Экспедиционные исследования школьников

Программа «Экспедиционные исследования школьников», обеспечивающая целенаправленное формирование основ культуры исследовательской деятельности учащихся, может стать ведущем компонентом внутришкольной системы формирования данной культуры.

  • государственные стандарты, как основного, так и общего образования включены требования формирования методологических знаний, исследовательских умений. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнута необходимость исследовательского обучения, «чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения».

Исследовательский характер деятельности вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления, углубляет знания по изучаемым проблемам. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. Исследовательская деятельность тесно связана с методикой проблемного обучения, поэтому она может стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса, а также в системе дополнительного образования.

Разнообразить исследовательскую деятельность с учащимися позволяет проведение экспедиций, главной целью которых является сбор экспериментального материала непосредственно в полевых условиях. Подобная выездная форма учебно-воспитательной работы – эмоционально яркая и содержательная сторона жизни детей. Такая форма работы способствует воспитанию, становлению гражданственности, укреплению здоровья учащихся. Детям в школьном возрасте необходимо как можно больше ездить, знакомиться с различными регионами своей страны, на практике изучать их географические, исторические и культурные достопримечательности.

Таким образом, актуальность программы заключается в очевидной необходимости использования новых форм работы при организации исследовательской деятельности с учащимися.

Однако анализ сложившейся ситуации в районном образовании показывает, что многие педагоги испытывают затруднения как при организации исследовательской деятельности учащихся, так и при организации и проведении экспедиций. В связи с этим, новизна программы заключается в объединении ресурсов, в первую очередь – кадровых, образовательных организаций Тасеевского района с целью выстраивания более эффективной системы исследовательской деятельности школьников.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили:

  • новые цели образования, востребованные обществом, региональными и федеральными приоритетами;
  • растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.

Цель программы: формирование и распространение исследовательской культуры в образовательном пространстве территории как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.

Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:

  • Приобретение знаний о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации в ходе проведения экспедиционных выездов;
  • Освоение метода научного познания, овладение методикой научного исследования;
  • Овладение умениями представлять данные исследовательской работы в обобщенном, структурированном виде в форме письменного текста с учетом требований к его оформлению;
  • Овладение умениями презентации и защиты результатов исследовательской работы.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной Программы 14 – 17 лет, что соответствует двум ступеням ФГОС ОО (основное общее образование – 5-9 класс и среднее общее образование – 10-11 класс). Такой большой «разбег» по возрасту продиктован:

  • участием учащихся 6 – 11 классов в краевом форуме «Молодежь и наука» - основной краевой площадке для школьников, занимающихся исследовательской деятельностью;
  • необходимостью привить навыки осознанной культуры исследовательской деятельности как можно раньше;
  • необходимостью удовлетворения учебно-познавательных потребностей учащихся в любом возрасте.

Условия приема обучающихся: на основании заявления, медицинской справки и собеседования. Последнее условие продиктовано необходимостью оценить готовность ребенка к добровольному увеличению образовательной нагрузки и плодотворному выполнению поставленных перед ним учебных задач.

Программа предполагает использование следующих форм проведения занятий:

  • семинары;
  • практические занятия;
  • консультации;
  • тренинги;
  • мастер классы;
  • конференция.

Цель и задачи программы определяют выбор и основных методов обучения, в основе которых лежит соответствующий уровень учебно-познавательной деятельности детей: поисковые, частично-поисковые, исследовательские.

Время, отведённое на обучение, составляет 162 часа в год. Причем организация непосредственно экспедиции, подготовки к ней и обработки собранных материалов имеет модульную структуру и планируется в период весенних, летних и осенних каникул. Индивидуальное сопровождение обучающихся организуется в ноябре - январе на постоянной основе, 1 раз в неделю по 3 академических часа продолжительностью 45 минут. Работа над курсом начинается в марте и заканчивается в феврале следующего учебного года, что соответствует циклограмме работы над исследованием в рамках подготовки к районной конференции исследовательских работ учащихся.

При организации деятельности по реализации программы занятия проводятся по группам, подгруппам, парам, индивидуально или всем составом объединения. Деление группы (в количестве 10-15 человек) на две-три подгруппы обусловлено большим количеством направлений экспедиционных исследований и существенным их отличием по содержанию и методикам исследований. Помимо этого, деление на подгруппы необходимо для успешного и эффективного сопровождения обучающихся по программе.

Программа предусматривает открытие в рамках объединения столько групп и соответственно подгрупп, сколько педагогов, успешно организующих исследовательскую деятельность учащихся, удастся привлечь к её реализации. Таким образом, каждый педагог, участвующий в реализации программы, организует практическую исследовательскую деятельность со своей подгруппой в той или иной узкой области конкретного направления. Вводное знакомство с программой, выбранным районом исследований, предполагаемыми объектами исследований, а также общие вопросы организации и проведения экспедиции реализуется всем составом объединения, которое может включать несколько групп. Все остальные занятия предполагаются в подгруппах. Кроме того, как указывалось выше, программа предусматривает и индивидуальное сопровождение обучающихся по подготовке исследовательской работы на материале экспедиции.

Таким образом, программа, условно, состоит из двух параллельно выполняющихся частей – общей и частной, которые тесно переплетены в педагогическом процессе. Содержание общей части, рассчитанное на каждого ребенка, посвящено обучению школьников процессу экспедиционных исследований, оформлению и презентации результатов исследования. Содержание частной части, предполагает практическую реализацию выбранных учащимися тем и направлений индивидуальных исследований и включает предметный специалитет. Программа может использоваться долгосрочно.

Ожидаемые результаты, в контексте метапредметных и личностных результатов обучающихся согласно ФГОС ОО, на формирование которых направлена программа следующие:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Итоговая аттестация включает в себя следующие основные этапы контроля над выполнением программы обучающимися:

  • защиту результатов и выводов учебного исследования на постерной конференции, при освоении «общей» части программы;
  • защиту учебного исследования на школьной и районной научно-практической конференции, при освоении «частной» части программы.

Форма итоговой аттестации – зачёт.

В качестве уровней сформированности у учащихся культуры исследовательской деятельности определены базовый и творческий уровни. Под базовым уровнем сформированности данной культуры понимается такой уровень, который в основном сформирован у учащихся основной школы и развивается в процессе обучения в старшей школе. Творческий уровень предполагает владение выпускником школы культурой исследовательской деятельности, необходимой для дальнейшего успешного обучения в вузе. В качестве показателей динамики сформированности культуры исследовательской деятельности установлено увеличение доли, во-первых, самостоятельности учащегося, во-вторых, его осознанности (готовности артикулировать, объяснить цели, последовательность и критерии оценки достижения результата) при выполнении того или иного исследовательского действия, в-третьих, способности выполнить совокупность сложных умений, позволяющую эффективно осуществлять учебное исследование.

Способ реализации сетевого взаимодействия включает следующую схему:

  • водное знакомство с программой, выбранным районом проведения экспедиции, предполагаемыми объектами исследований, а также общие вопросы касающиеся организации экспедиции и итоговая конференция участников экспедиции, реализуется на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы», по адресу: 663770; Красноярский край; Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Луначарского, 66 помещ.1.
  • все прочие темы программы связанные с тем или другим направлением исследований, реализуются непосредственно в экспедиции, либо в том образовательном учреждении, которое представляет педагог, курирующий данное направление.

В 2017-18 учебном году это деление по направлениям, представлено следующим образом:

  • гидрохимическое и почвенное направление исследований осуществляется в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр внешкольной работы», по адресу: 663770; Красноярский край; Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Луначарского, 66 помещ.1.
  • гидробиологическое и радиационное направление исследований осуществляется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Тасеевская средняя общеобразовательная школа №2», по адресу: 663770; Красноярский край; Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Мичурина, 8.
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Block title
Block content
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz