Понедельник, 17.06.2019, 04:44

МБУ ДО "Центр внешкольной работы"

Меню сайта
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Экспедиционные исследования школьников

Программа «Экспедиционные исследования школьников», обеспечивающая целенаправленное формирование основ культуры исследовательской деятельности учащихся, может стать ведущем компонентом внутришкольной системы формирования данной культуры.

  • государственные стандарты, как основного, так и общего образования включены требования формирования методологических знаний, исследовательских умений. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркнута необходимость исследовательского обучения, «чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения».

Исследовательский характер деятельности вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления, углубляет знания по изучаемым проблемам. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. Исследовательская деятельность тесно связана с методикой проблемного обучения, поэтому она может стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса, а также в системе дополнительного образования.

Разнообразить исследовательскую деятельность с учащимися позволяет проведение экспедиций, главной целью которых является сбор экспериментального материала непосредственно в полевых условиях. Подобная выездная форма учебно-воспитательной работы – эмоционально яркая и содержательная сторона жизни детей. Такая форма работы способствует воспитанию, становлению гражданственности, укреплению здоровья учащихся. Детям в школьном возрасте необходимо как можно больше ездить, знакомиться с различными регионами своей страны, на практике изучать их географические, исторические и культурные достопримечательности.

Таким образом, актуальность программы заключается в очевидной необходимости использования новых форм работы при организации исследовательской деятельности с учащимися.

Однако анализ сложившейся ситуации в районном образовании показывает, что многие педагоги испытывают затруднения как при организации исследовательской деятельности учащихся, так и при организации и проведении экспедиций. В связи с этим, новизна программы заключается в объединении ресурсов, в первую очередь – кадровых, образовательных организаций Тасеевского района с целью выстраивания более эффективной системы исследовательской деятельности школьников.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили:

  • новые цели образования, востребованные обществом, региональными и федеральными приоритетами;
  • растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.

Цель программы: формирование и распространение исследовательской культуры в образовательном пространстве территории как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.

Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:

  • Приобретение знаний о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации в ходе проведения экспедиционных выездов;
  • Освоение метода научного познания, овладение методикой научного исследования;
  • Овладение умениями представлять данные исследовательской работы в обобщенном, структурированном виде в форме письменного текста с учетом требований к его оформлению;
  • Овладение умениями презентации и защиты результатов исследовательской работы.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной Программы 14 – 17 лет, что соответствует двум ступеням ФГОС ОО (основное общее образование – 5-9 класс и среднее общее образование – 10-11 класс). Такой большой «разбег» по возрасту продиктован:

  • участием учащихся 6 – 11 классов в краевом форуме «Молодежь и наука» - основной краевой площадке для школьников, занимающихся исследовательской деятельностью;
  • необходимостью привить навыки осознанной культуры исследовательской деятельности как можно раньше;
  • необходимостью удовлетворения учебно-познавательных потребностей учащихся в любом возрасте.

Условия приема обучающихся: на основании заявления, медицинской справки и собеседования. Последнее условие продиктовано необходимостью оценить готовность ребенка к добровольному увеличению образовательной нагрузки и плодотворному выполнению поставленных перед ним учебных задач.

Программа предполагает использование следующих форм проведения занятий:

  • семинары;
  • практические занятия;
  • консультации;
  • тренинги;
  • мастер классы;
  • конференция.

Цель и задачи программы определяют выбор и основных методов обучения, в основе которых лежит соответствующий уровень учебно-познавательной деятельности детей: поисковые, частично-поисковые, исследовательские.

Время, отведённое на обучение, составляет 162 часа в год. Причем организация непосредственно экспедиции, подготовки к ней и обработки собранных материалов имеет модульную структуру и планируется в период весенних, летних и осенних каникул. Индивидуальное сопровождение обучающихся организуется в ноябре - январе на постоянной основе, 1 раз в неделю по 3 академических часа продолжительностью 45 минут. Работа над курсом начинается в марте и заканчивается в феврале следующего учебного года, что соответствует циклограмме работы над исследованием в рамках подготовки к районной конференции исследовательских работ учащихся.

При организации деятельности по реализации программы занятия проводятся по группам, подгруппам, парам, индивидуально или всем составом объединения. Деление группы (в количестве 10-15 человек) на две-три подгруппы обусловлено большим количеством направлений экспедиционных исследований и существенным их отличием по содержанию и методикам исследований. Помимо этого, деление на подгруппы необходимо для успешного и эффективного сопровождения обучающихся по программе.

Программа предусматривает открытие в рамках объединения столько групп и соответственно подгрупп, сколько педагогов, успешно организующих исследовательскую деятельность учащихся, удастся привлечь к её реализации. Таким образом, каждый педагог, участвующий в реализации программы, организует практическую исследовательскую деятельность со своей подгруппой в той или иной узкой области конкретного направления. Вводное знакомство с программой, выбранным районом исследований, предполагаемыми объектами исследований, а также общие вопросы организации и проведения экспедиции реализуется всем составом объединения, которое может включать несколько групп. Все остальные занятия предполагаются в подгруппах. Кроме того, как указывалось выше, программа предусматривает и индивидуальное сопровождение обучающихся по подготовке исследовательской работы на материале экспедиции.

Таким образом, программа, условно, состоит из двух параллельно выполняющихся частей – общей и частной, которые тесно переплетены в педагогическом процессе. Содержание общей части, рассчитанное на каждого ребенка, посвящено обучению школьников процессу экспедиционных исследований, оформлению и презентации результатов исследования. Содержание частной части, предполагает практическую реализацию выбранных учащимися тем и направлений индивидуальных исследований и включает предметный специалитет. Программа может использоваться долгосрочно.

Ожидаемые результаты, в контексте метапредметных и личностных результатов обучающихся согласно ФГОС ОО, на формирование которых направлена программа следующие:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Итоговая аттестация включает в себя следующие основные этапы контроля над выполнением программы обучающимися:

  • защиту результатов и выводов учебного исследования на постерной конференции, при освоении «общей» части программы;
  • защиту учебного исследования на школьной и районной научно-практической конференции, при освоении «частной» части программы.

Форма итоговой аттестации – зачёт.

В качестве уровней сформированности у учащихся культуры исследовательской деятельности определены базовый и творческий уровни. Под базовым уровнем сформированности данной культуры понимается такой уровень, который в основном сформирован у учащихся основной школы и развивается в процессе обучения в старшей школе. Творческий уровень предполагает владение выпускником школы культурой исследовательской деятельности, необходимой для дальнейшего успешного обучения в вузе. В качестве показателей динамики сформированности культуры исследовательской деятельности установлено увеличение доли, во-первых, самостоятельности учащегося, во-вторых, его осознанности (готовности артикулировать, объяснить цели, последовательность и критерии оценки достижения результата) при выполнении того или иного исследовательского действия, в-третьих, способности выполнить совокупность сложных умений, позволяющую эффективно осуществлять учебное исследование.

Способ реализации сетевого взаимодействия включает следующую схему:

  • водное знакомство с программой, выбранным районом проведения экспедиции, предполагаемыми объектами исследований, а также общие вопросы касающиеся организации экспедиции и итоговая конференция участников экспедиции, реализуется на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы», по адресу: 663770; Красноярский край; Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Луначарского, 66 помещ.1.
  • все прочие темы программы связанные с тем или другим направлением исследований, реализуются непосредственно в экспедиции, либо в том образовательном учреждении, которое представляет педагог, курирующий данное направление.

В 2017-18 учебном году это деление по направлениям, представлено следующим образом:

  • гидрохимическое и почвенное направление исследований осуществляется в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр внешкольной работы», по адресу: 663770; Красноярский край; Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Луначарского, 66 помещ.1.
  • гидробиологическое и радиационное направление исследований осуществляется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Тасеевская средняя общеобразовательная школа №2», по адресу: 663770; Красноярский край; Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Мичурина, 8.